Гаджет-зависимость у детей

Наверное, вам, как и мне, дорогие читатели, иногда приходится сталкиваться с картиной, когда малыши 2-3 лет, взяв в руки мамин или бабушкин телефон, пританцовывают под музыку, а взрослые умильно улыбаются, или заняты своими разговорами, или другими делами. В общем, вручая смартфон в детские руки, руководствуются простым принципом: «Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало»…

С некоторых пор в последние пять –десять лет в кабинет к клиническим психологам и психотерапевтам все чаще заглядывают родители с проблемой подростковой компьютерной, игровой зависимости. У них опускаются руки: взрослеющие дети могут практически все свое свободное время проводить у компьютера, в смартфоне и т.п. Основой для разговора на эту тему послужил вебинар «Гаджет-зависимость. Новый наркотик современной молодежи», недавно организованный Общероссийской общественной организацией «Общее дело», и активно обсуждаемый на очередном собрании общества трезвости нашего благочиния. Спикером вебинара выступил Юрий Валентинович Афанасьев – врач-психиатр, аккредитованный эксперт Роскомнадзора, имеющий большой опыт работы в этой сфере.

С младых ногтей?

Если вы посмотрите определение гаджета в интернете, то прочтете, что «гаджет — это маленький девайс (устройство), который предназначен для того, чтобы помогать человеку в его деятельности». Когда рациональные границы его использования нарушаются в силу разных причин, развивается зависимость.

Кстати, у многих гаджет сегодня ассоциируется с символом достатка и является неким предметом престижа. (Не секрет, что самый популярный запрос у детей на подарок – это «крутой» телефон). Недавно в России были проведены важные исследования. Родителям дошкольников был задан вопрос, с какой целью они разрешают своим детям в возрасте 3-4-х лет пользоваться электронными устройствами? Основные ответы звучали так: чтобы отвлечь, занять, развить. Насколько оправданы ожидания родителей?

В возрасте 3-4 лет закладывается «фундамент» физического, умственного, нравственного развития ребенка. Многие функции у ребенка запускаются через чувствительные процессы. Ребенок должен пощупать предмет, разобрать его. Так он познает мир. Психические познавательные

процессы начинаются с речи. Но когда эти функции передаются смартфону, это никак не стимулирует речевое развитие. Очень важно развивать мелкую моторику ребенка, но тыканье пальцем в монитор никак этому не способствует.

Родители часто используют гаджеты для пищевого стимулирования. В результате ребенок теряет интерес к вкусу еды, перестает понимать насыщение. Гаджет является сильнейшим переключателем и всегда перебьет интерес к игрушкам, поэтому специалисты рекомендуют использовать его в редких случаях (принцип «по нарастающей»), и особенно тщательно в этом отношении продумывать дальние поездки с детьми.

Специалистами отмечено, что зависимость от цифровых технологий приводит к снижению памяти, уровня концентрации внимания, невозможности сконцентрироваться на одном. Из-за большого потока информации из интернета снижается критичность мышления, т.е. способность анализировать информацию, делать определенные выводы. Один священник метко назвал это расхищением ума. И, что греха таить, многие взрослые этим страдают, так что прежде всего надо обратить внимание на себя.

Основная угроза гаджетов – получение ребенком опасной информации, не по возрасту. Как показывает практика, мобильное приложение «функция родительского контроля», предназначенное оградить ребенка от пагубного влияния интернета и виртуальной реальности, в социальных сетях не работает. Эта система не заменит живого общения и не будет выполнять за родителей многие вещи. Ю.В. Афанасьев рекомендует обязательно просматривать те приложения, которые скачивают дети на свой смартфон.

Что же делать?

Как рекомендует специалист, в идеале период детства до 7 лет должен обходиться без цифровых технологий. Если же ребенок входит в эту сферу, то все гаджеты должны быть без выхода в интернет. Необходимо установить временной контроль (правила пользования гаджетом), и в случае несоблюдения правил забирать у ребенка гаджет и объяснять, почему. В доме должна быть свободная зона от гаджетов (лучше кухня, в идеале — и спальня). До 7 лет родители сами формируют программу ребенку, используя флэшку. Если в дошкольном возрасте эти правила не соблюдались, то в дальнейшем родителям придется приложить гораздо больше усилий, чтобы установить ребенку границы пользования гаджетом.

Начнем с себя

Упомянутый мной в начале этой статьи вебинар, конечно, не обошелся без вопросов родителей о формировании игровой зависимости у подростка. При этом специалист в очередной раз подчеркнул, что зависимость формируется не за один месяц, в большинстве случаев ее предпосылки вырабатывались еще в раннем детстве, и основная причина лежит в детско-родительских отношениях. Если у ребенка нет обязанностей по дому, не организован его досуг и т.д., то предоставленный сам себе ребенок будет выбирать наиболее простые занятия (например, компьютерные игры), уходить в виртуальную реальность.

Между тем Ю.В. Афанасьев, приводя примеры из своей врачебной практики, отмечает, что часто родители, ссылаясь на интернет-зависимость у подростка, (вследствие чего по их мнению происходит отставание по школьной программе), переоценивают способности ребенка, «включают свои амбиции». Когда подросток много времени проводит в телефоне, значит, его там что-то интересует. И задача родителей, понять и подобрать в интернете позитивные ресурсы. Например, когда отец одной девочки жаловался, что дочь ничего из предложенных родителями досуговых занятий не принимает, специалист посоветовал подобрать онлайн-курсы. И в настоящее время подросток успешно занимается через приложение Zoom на курсах рисования.

Как в любой проблеме зависимости близкого, начинать надо с себя, с осознания причин зависимости, с пересмотра детско-родительских отношений, отношений между родителями и бабушками, дедушками, (которые, к сожалению, иногда являются пособниками в развитии зависимости у ребенка), и, конечно, не бояться обращаться за помощью к специалистам.

 

Любовь Почитаева