Реставрация и хранение святынь

Доклад настоятеля Богородицерождественского храма с. Нестерово Орехово-Зуевского г.о. священника Сергия Томашевского для пастырского семинара духовенства

 

Физическое хранение предмета предполагает его защиту от хищений, от неблагоприятного воздействия окружающей среды, в том числе и от антропогенных факторов, и соблюдение определенных правил ремонта и реставрации.

Защита церковного имущества от хищений предполагает, прежде всего, его ответственное хранение, а также опись всего приходского  достояния.

Ценные предметы, подвергающиеся в храме наибольшему риску похищения, могут быть заменены ординарными аналогами и помещены временно в ризницу, либо временно помещены в епархиальные ризницы, сопровождая это перемещение заменой аналогичными рядовыми предметами и составлением приемо-сдаточного акта с оставлением копии его на приходе.

Все движимые памятники истории и культуры, находящиеся на приходе, и наиболее ценная утварь должны быть фотофиксированы. Подробное описание предметов с раскрытием содержания надписи и клейм, а также видеофиксация являются необходимым предупредительным мероприятием.

Упорядочение ключевого хозяйства, укрепление дверных, оконных, чердачных и подвальных проемов, установление дополнительного ночного дежурства, наличие автономной сигнализации с выводом ее на телефонизированные квартиры прихожан и в органы внутренних дел создают при незначительных затратах внушительные заслоны на пути грабителей.

Церковные памятники архитектуры, живописи и прикладного искусства являются частью всенародного культурного достояния и находятся под охраной государства. Необходимо неукоснительно соблюдать государственные нормы охраны памятников, исходя из уважения к культурному наследию как таковому. Даже к тем его поздним элементам, которые не могут быть отнесены к церковному Преданию, но, тем не менее, являются признаваемыми обществом художественными произведениями, ценимыми как памятники истории.

Священный долг приходов — свято хранить произведения церковного искусства вплоть до самых мелких деталей, не надеясь, что допущенные утраты легко восполнимы, а переделки — несущественны.

  1. Условия хранения недвижимого имущества Церкви (храмы, росписи, иконостасы, киоты и т. п.)

Действующие правила охраны памятников

Вступая в права пользования храмом, являющимся памятником истории и культуры, приход подписывает Охранный Договор, в котором зафиксированы основные обязательства прихода по правильному содержанию памятника. Обязательными приложениями к Охранному Договору являются: составляемый при передаче памятника Акт его технического состояния, Опись памятников и предметов Церковной культуры данного храма и Список движимых памятников культуры в храме.

При вступлении в права пользования члены Приходского совета, ризничий и инспектор органов охраны памятников должны произвести полную Инвентаризацию (перепись) охраняемых элементов памятника. На основании паспорта на Памятник (или указаний специалистов) следует установить и зафиксировать, какие стены, участки росписей и декоративного убранства принадлежат к охраняемому наследию, а какие нет. Например, если иконостас признан охраняемым элементом памятника, то относится ли это к позолоте, или же позолота поздняя и допустима перепозолота.

В Акте технического состояния памятника указываются замеченные утраты и неисправности, намечаются возможные пути и сроки их устранения. Любые работы на охраняемых объектах могут производиться только с ведома и разрешения органов охраны памятников и по благословению Священноначалия.

В числе приложений к Охранному Договору приходу (монастырю) должен быть передан экземпляр утвержденного Проекта зон охраны памятника, в котором зафиксированы требования к застройке и благоустройству прилегающей территории.

Если Проект зон охраны не разработан, об этом надо упомянуть в перечне приложений к Охранному Договору и в число первоочередных работ включить его составление.

Обеспечение конструктивной прочности храмов

Конструктивная прочность храмов обеспечивается, прежде всего, хорошим состоянием фундаментов и кровель, а также ограждающих (стен, окон, дверей) и несущих (стен, столбов, сводов) конструкций.

Для сохранения фундаментов важно иметь снаружи у всех стен храма отмостку для отвода ливневых вод, всегда поддерживать ее в хорошем состоянии, т. е. без сквозных трещин, без отставания ее от основания стены. Вблизи храма нужно обеспечить водослив, чтобы не застаивались большие лужи.

Недопустимо без специального исследования и разрешения рытье ям для погреба и других нужд как в подцерковье, так и снаружи вблизи стен храма.

Любые земляные работы на территории храма должны производиться только с разрешения Минкультуры. Нарушение правил может привести к нежелательным изменениям гидрогеологических условий существования памятника, повлечь осушение или переувлажнение его фундаментов и конструкций.

Следует постоянно следить за состоянием кровель, особенно в местах крутых переломов сложных поверхностей, регулярно проверять сухость чердаков, немедленно реагировать на появление сырых пятен на сводах и потолках. На чердаки зимой не должен попадать снег, который затем будет таять и давать протечки.

Ограждающие конструкции должны быть защищены от влаги. С кровель необходимо обеспечивать правильный водоотвод по желобам и трубам, чтобы потоки воды не падали на стены.

Для сохранения несущих конструкций надо следить, во-первых, за состоянием поверхностей кладки, и, во-вторых, за имеющимися и вновь возникающими трещинами. Для профилактики разрушения кладки на наружных стенах должно быть защитное покрытие. Самое простое и достаточно эффективное — известковая побелка, однако ее применение уместно лишь в тех случаях, когда не сохранилась первоначальная покраска храма. Особенно важно хорошее покрытие на наклонных поверхностях: на шатрах, кирпичных куполах.

Трещины угрожают прочности храма только в тех случаях, если они увеличиваются. Бывают давно возникшие, и затем стабилизировавшиеся трещины, неопасные для здания. Проверка характера трещин осуществляется с помощью т. н. «маяков» из гипсового раствора или бумажной ленты, наклеиваемой поперек трещины. На «маяке» пишется дата его установки, и в случае расширения трещины фиксируется на какой день происходит разрыв «маяка». Если же трещина стабилизировалась, «маяк» останется цел. Бумажный «маяк» на поверхности, не имеющей художественной обработки, можно поставить силами прихода, в остальных случаях следует обратиться к специалистам.

Защита художественно обработанных поверхностей от повреждений

От механических повреждений необходимо защищать, главным образом, фресковые росписи в нижней части стен, местный ряд иконостаса, особенно Царские врата, и отдельно стоящие киоты. Могут быть и другие места, требующие защиты. Они должны выявляться при первоначальном осмотре храма и при последующих за ним наблюдениях.

В тех редких случаях, когда сохранилась ценная фресковая живопись в нижней части стен, она должна быть ограждена от соприкосновения с молящимися. Способы ограждения могут быть различны и определяться в конкретной ситуации представителями прихода. Один из вариантов — установка вдоль стен лавок или стасидий со спинками, закрепленными так, чтобы ни в каких случаях не касаться росписи.

Большую ценность представляют сохранившиеся в храмах иконостасы, большинство из которых относится к концу XVII — началу XX веков. Более ранние, тябловые иконостасы, за небольшим исключением, были перестроены, зачастую использованием старых икон и Царских врат.

Подновление плохо сохранившейся позолоты иконостаса можно проводить только силами специалистов. Следует стремиться к сохранению прежней позолоты без ее замены и избегать употребления бронзовых порошков и поталей, так как эти материалы очень скоро темнеют, особенно, в холодных храмах.

Удаление пыли с лицевой поверхности иконостаса производится сухими мягкими пуховками (из хвостовых петушиных оперений) или сухими мягкими тряпками посредством легких движений. С тыльной стороны иконостаса можно пользоваться пылесосом и слегка влажными тряпками.

При производстве ремонтных работ не разрешается вносить в храм для сооружения строительных лесов сырую и не ошкуренную древесину во избежание заражения биогенами сухой древесины иконостаса.

Необходимо систематически проводить в присутствии специалистов и реставраторов осмотр состояния сохранности иконостаса и киотов, чтобы вовремя предотвратить разрушительный процесс. Отпавшие фрагменты резьбы хранить до восстановления с указанием места их нахождения в резном убранстве.

Копоть является одним из сильных разрушительных факторов для иконостаса, ее удаление требует серьезного реставрационного вмешательства. Непрофессиональное удаление копоти, как правило, кончается значительными повреждениями. Следует учитывать, что от пламени свечи или лампады происходит нагревание участка поверхности иконостаса, на котором со временем появляются трещины левкаса, шелушение красочного слоя и позолоты, помутнение и свертывание лака.

Для избежания такого рода повреждений рекомендуется использование восковых свечей, чистого лампадного масла и увеличение длины кронштейнов для лампад по образцу кронштейнов XVII века, которые были длиннее более поздних и современных.

В храме с особо ценными росписями количество свечей должно быть ограничено.

Свечи должны быть изготовлены из отбеленного воска с хлопчатобумажными фитилями. Масло и ладан должны быть высшего качества. Свечи должны отстоять от икон не менее чем на один метр. Иконы, перед которыми стоят свечи, должны быть обязательно под стеклами.

Сохранность всех элементов интерьера церковных зданий зависит от состояния внутреннего микроклимата. Это состояние определяется параметрами температуры и относительной влажности воздуха.

Вследствие колебаний этих параметров воздуха в гигроскопичных материалах (древесине, штукатурке, левкасе, бумаге и т. п.) происходит изменение их влагосодержания, в результате чего эти материалы претерпевают микрорасширения и сжатия. Периодическое изменение объемов этих материалов приводит к накоплению механических напряжений, а затем к нарушению физической структуры того или иного материала. Резкое колебание параметров воздуха (более 5° С и 10 % относительной влажности в час) часто приводит к растрескиванию древесины и быстрому разрушению других материалов.

Главные условия, предъявляемые к микроклимату здания, это, во-первых, его стабильность (т. е. отсутствие резких скачков параметров воздуха) и, во-вторых, поддержание параметров воздуха в диапазонах температуры: +12…22°С и относительной влажности 35…65 %. Это относится, прежде всего, к храмам, оборудованным системами отопления.

Для неотапливаемых храмов, состояние микроклимата которых находится в зависимости от наружных метеорологических условий, требования к ТВР (температурно-влажностный режим) будут несколько иными. В этом случае, прежде всего, необходимо обеспечить плавность изменений параметров внутреннего воздуха.

Архитектурные особенности русских храмов, применяемая строительная технология обеспечивали нормальное взаимодействие здания с окружающей средой через процессы тепло-влагообмена и естественную вентиляцию, которой значительно содействовали постоянно проводившиеся в храмах богослужения.

Последующие перестройки здания (замена позакомарных покрытий на четырехскатную кровлю, растеска окон, различные перестройки и др.) искажали аэродинамику зданий, что приводило к нарушению естественной вентиляции и ухудшению ТВР. Нарастание культурного слоя вокруг здания, запустение прилегающей территории приводило к засорению дренажных систем, нарушению гидроизоляции стен, их намоканию и засолению. Без устранения этих факторов нельзя решить проблему нормализации ТВР. Неблагоприятные температурно-влажностные условия в здании связаны также с протечками кровель, отсутствием водостоков, плохими оконными и дверными заполнениями.

Для обеспечения длительного сохранения иконостасов, росписей и другой утвари в храмах должен быть создан стабильный температурно-влажностный режим (ТВР). Организация такого режима производится на основе научных рекомендаций, учитывающих своеобразие конкретного церковного здания (его конфигурацию, состояние конструкции, систему вентиляции, отопления и пр.).

Проветривание храма проводится в сухую погоду при отсутствии резкой разницы между температурой наружного и внутреннего воздуха (±5°С). Проветривания должны обеспечивать в храме воздухообмен средней интенсивности. Сквозняки не допускаются. При проветривании необходимо открывать окна с подветренной стороны и избегать прямого попадания струй воздуха на росписи и иконы.

Отапливаемые храмы

Переход от отопительного режима зимой к летнему, и наоборот, должен осуществляться плавно путем постепенного включения и отключения отопительной системы.

Время прекращения или начала отопления определяется по приблизительному равенству температур наружного и внутреннего воздуха (–5° С для весны, + 5° С для осени). Проветривания производятся в сухую погоду через окна, открытые с подветренной стороны. Недопустимо попадание струй воздуха на росписи и иконостасы. В зимнее время рекомендуется проводить проветривания храма через прилегающие к нему пристройки — паперти, притворы, галереи, трапезные.

Для избежания значительного повышения температуры и влажности воздуха в храме во время большого стечения людей следует уменьшать интенсивность отопления и усиливать воздухообмен посредством проветривания храма.

Для улучшения естественного воздухообмена рекомендуется оборудовать окна барабана рамами специальной конструкции (с тройным остеклением и неподвижными или подвижными жалюзи), которые, обеспечивая воздухообмен, препятствовали бы попаданию атмосферной влаги внутрь храма.

Если относительная влажность устойчиво держится ниже 40 %, рекомендуется устанавливать в неприметных местах открытые емкости с водой (лучше всего плоские поддоны большой площади). Не реже, чем два раза в месяц, эти емкости необходимо тщательно промывать кипятком со стиральным порошком или мылом.

Разрешается создавать зоны комфортного микроклимата кратковременно или в ограниченных объемах, устанавливая обогреватели большой площади, например, в алтаре, у жертвенника и в диаконнике, на клиросах и в свечном ящике. При этом основная стационарная система должна работать в режиме подогрева.

Требования к влажной уборке храма

Нельзя использовать для уборки горячую воду, но лишь воду комнатной температуры. Тряпки должны сильно отжиматься, т. е. уборка должна быть полусухая. Особенно осторожным должно быть применение воды при уборке храма, если полы выполнены из известняка, карбонатного песчаника и металлических плит, так как влага может вызывать их коррозию. На полу во время уборки нельзя устраивать луж, так как испарение воды с поверхности резко изменяет влажность воздуха, что наносит непоправимый вред произведениям искусства. Нельзя оставлять в храме уборочный инвентарь: ведра, тряпки и т. п., необходимо закрывать крышкой большие купели (для взрослых), если вода из них не сливается всякий раз после Крещения. Сосредоточение сырости приводит к возникновению очагов плесени и различного рода биологических повреждений, особенно в нижней части иконостаса и на боковых частях, в местах соприкосновения с наружными стенами. Ни в коем случае нельзя производить влажную уборку стен с росписями, поверхностей иконостасов и киотов.

Для измерения температуры и влажности можно рекомендовать бытовой термометр, укрепляемый в нейтральном с точки зрения воздухообмена месте, и бытовой психрометр типа ПБ1А и ПБ1Б, производства термометрового завода города Клин.

  1. Правила ремонта и реставрации памятников архитектуры и церковного искусства

Что можно сделать силами прихода

Любые работы, затрагивающие охраняемые элементы памятника, должны согласовываться со Священноначалием и государственными органами охраны памятников.

Некоторые технически несложные работы могут проводиться, по разрешению Минкультуры, рабочими общестроительных специальностей — перекрытие кровель простых очертаний, покраска и побелка, мелкие вычинки простой кирпичной кладки и т. п. Технология работ и применяемые материалы согласовываются с Минкультуры.

Все более сложные и крупномасштабные работы могут производиться только реставраторами-специалистами по особо разработанным проектам.

Что можно требовать от проекта реставрации?

Заказывая проект, следует иметь в виду, что в современной реставрации господствует принцип «минимально допустимого вмешательства в памятник», поскольку всякие доделки и переделки неизбежно несут на себе печать своего времени.

Если утраты разрушают образ храма, лишают его канонического облика (например, если уничтожена глава храма), безусловным требованием является воссоздание канонической целостности сооружения. При этом предпочтение следует отдавать наиболее достоверному образцу, т. е. тем, пусть более поздним, формам, о которых сохранилось больше сведений.

Детали архитектурного декора, орнаментальной живописи и даже, отчасти, сюжетных росписей, имеющие утраты, могут консервироваться без приведения их к целостному виду. Это отвечает господствующим принципам современной реставрации (минимальное вмешательство в памятник), а с церковной точки зрения может восприниматься как ценное свидетельство и напоминание о том сложном и тяжелом пути, которым идет Церковь в современном мире. Церковные здания со следами утрат и повреждений приближаются по своему образу к катакомбным храмам, они говорят о том, что внешнее благолепие и богатство — не главное в Доме Молитвы.

При необходимости расширения храма путем каких-либо пристроек вопрос о принципиальной допустимости их рассматривается Священноначалием и государственными органами охраны памятников. Подобные работы могут быть разрешены лишь в исключительных случаях и притом так, чтобы не разрушались и не закрывались ответственные в историко-культурном отношении части памятника, не происходило существенного изменения художественного образа сооружения.

Об исследовании храмов-памятников архитектуры

Наблюдение за памятником с целью определения его сохранности проводится регулярно силами прихода и специалистами Минкультуры путем осмотра и ведения дефектных ведомостей (актов технического состояния).

Осмотры памятника с научно-исследовательскими целями допускаются при наличии соответствующего удостоверения и при условии почтительного отношения к храму и его святыням. Условия допуска и время работы исследователя определяются правилами, принятыми в Русской Православной Церкви.

Правила наблюдения, исследования и реставрации стенных росписей и иконостасов, имеющих статус памятников культуры

Осмотры и обследования стенных росписей и иконостасов должны проводиться специалистами из органов госохраны и быть как плановыми — раз в сезон (четыре раза в год), так и внезапными, призванными выявлять нарушения режима хранения. После каждого такого осмотра составляется акт состояния росписей и иконостаса по принятой форме.

Реставрация уникальных стенных росписей и иконостасов осуществляется по представлению экспертов Минкультуры и благословению Священноначалия.

Реставрация должна проводиться под строгим надзором реставрационной комиссии, по утвержденным ею заданию и методике художниками-реставраторами, назначенными комиссией.

Реставрационное вмешательство должно быть минимальным, проводиться возможно реже и оптимальными средствами.

Недопустимо использование каких-либо экспериментальных методик при реставрации уникальных росписей и иконостасов.

О ремонтных и строительных работах на территории церковного владения

Сооружения, не относящиеся к памятникам, могут ремонтироваться без изменения внешнего вида по усмотрению прихода. Всякое изменение, в том числе любые перестройки и пристройки, требует согласования с органами госохраны в соответствии с требованиями законодательства в отношении зон охраны памятников истории и культуры.

  1. Условия хранения особо чтимых икон

Проблема хранения особо чтимых и чудотворных икон возникает в связи с особенной ролью их в Богослужении. Перед ними часто служатся молебны, акафисты, к ним часто прикладываются и ставят сотни и тысячи свечей, горящих почти непрерывно. Нередко среди этих икон можно встретить иконы древние и древнейшие, составляющие сокровищницу унаследованной нами византийской и древнерусской культуры и претерпевшие многочисленные чинки и реставрации, ставшие причиной их материальной хрупкости.

Факторы, оказывающие разрушающее воздействие

Иконы очень чувствительны к изменению влажности и температуры окружающего воздуха. Так как красочный слой и грунт существенно отличаются по своим деформационным свойствам от деревянной основы, то при изменении влагосодержания начинаются микроразрушения, которые, накапливаясь, приводят к отслоению и растрескиванию грунта, шелушениям и осыпям красочного слоя, разрывам и отслоению паволоки, деформациям и растрескиванию иконных досок.

Среди разрушающих воздействий следует выделить:

♦ большое количество свечей вблизи икон;

♦ нерегулярность отопления (особенно опасна практика, принятая во многих храмах и состоящая в интенсивном разогреве отопительных систем перед началом службы);

♦ сквозняки;

♦ присутствие чрезмерно большого количества молящихся в небольших по объему помещениях, вызывающее резкие колебания влажности;

♦ размещение икон под металлическими и тканевыми ризами и окладами, что при резких колебаниях температуры наружного воздуха может вызвать выпадение конденсата внутри замкнутого объема, а, следовательно, увлажнение материалов, составляющих икону;

♦ размещение икон в таких частях храма, где возможно застаивание воздуха.

Все перечисленные выше факторы активизируют процессы биоразрушения иконы. Загрязнения икон (пыль, свечная и кадильная копоть, жиры, содержащиеся в отпечатках пальцев, случайные брызги лампадного масла и благовонных масел, используемых для протирания икон) служат для микроорганизмов источником питания.

Рекомендации по хранению

♦ Икона должна постоянно находиться в негерметичном, допускающем свободный воздухообмен с внешней средой киоте, предохраняющем икону от копоти.

♦ В храмах, где хранятся иконы, должны быть созданы условия, исключающие быстрые значительные изменения ТВР.

О правилах наблюдения, реставрации и исследования особо чтимых икон

Реставрация икон осуществляется по представлению экспертов и благословения Священноначалия. При реставрации этих икон надлежит строго придерживаться следующего:

♦ реставрация должна вестись под строгим надзором учрежденной комиссии, по утвержденному ею заданию и методике, утвержденным художником-реставратором;

♦ реставрационное вмешательство должно проводиться возможно реже и минимальными средствами;

♦ недопустимо использование каких-либо экспериментальных методик при реставрации таких икон;

♦ не рекомендуется проводить расчистку таких икон до первого красочного слоя. В случае проведения такой расчистки необходимо выполнять ее после тщательных физико-оптических и химико-аналитических исследований и под микроскопом;

♦ при реставрации особо чтимых икон следует придерживаться принципа минимального вмешательства в художественную ткань изображения, не допуская реконструкции авторской живописи;

♦ по завершении реставрации на поверхности красочного слоя должно быть восстановлено защитное покрытие.

Исследование особо чтимых икон производится с благословения Священноначалия. К исследованию допускаются специалисты, вне зависимости от мировоззрения и конфессиональной принадлежности при условии соблюдения ими почтительного отношения к иконе. Недопустимы осмотры и иные исследовательские акты во время священнодействий и в отсутствии специально учиненных от причта лиц.

  1. Условия хранения и использования колоколов

Имеющиеся в храмах старинные церковные колокола в силу утраты секретов мастерства старых литейщиков и невозможности их повторения являются особо ценным имуществом Церкви. Поэтому при устройстве звона необходимо знать некоторые правила использования старинных колоколов, что сохранит их от повреждения и сделает практически безграничным срок действия:

♦ язык колокола, закрепленный на мягкой подвеске (брезентовый ремень, кожа), не должен превышать 1/25 — 1/20 веса колокола и должен ударять центром своей нижней утолщенной части (яблоком) только в музыкальное кольцо (утолщенная часть нижнего края колокола), не выше и не ниже;

♦ колокола подвешивают к балкам, установленным в арках колоколен, по центру на стальных хомутах таким образом, чтобы при надежности крепления за маточник и уши колокола хомутами обеспечить некоторую свободу хода колокола (около 10 — 15 мм), что предохранит колокол от повреждения при сильном ударе;

♦ звон в колокола должны осуществлять специально подготовленные звонари, необходимо избегать чрезмерно сильных ударов в колокол;

♦ по каждому конкретному случаю необходимо обращаться за консультацией в центры колокольного звона: Псково-Печерский монастырь, Троице-Сергиеву Лавру, Новодевичий и Данилов монастыри, церковь Николы в Заяицком в Москве.

  1. Условия хранения богослужебных книг

Постоянное хранение книг должно осуществляться в помещениях, отвечающих следующим требованиям:

♦ изоляция от производственных, бытовых и любых иных помещений;

♦ сухое отапливаемое, проветриваемое помещение, позволяющее поддерживать оптимальный температурно-влажностный режим: температура +17° С (±5° С), относительная влажность воздуха 50% (±15%);

♦ минимальное естественное освещение, предохраняющее книги от воздействия света, использование помещений с северной ориентацией окон;

♦ хранилище должно быть оборудовано металлическими или деревянными, обработанными огнезащитным составом, стеллажами; нижняя полка должна отстоять от пола на 50 см, стеллажи должны располагаться на расстоянии не менее 50 см от стен и потолка;

♦ книги на стеллажах должны стоять вертикально, достаточно свободно, имея сверху пространство не менее 5 см для циркуляции воздуха;

♦ книги без переплетов или книги очень большого формата хранятся в горизонтальном положении;

♦ книги в закрытых шкафах должны регулярно проветриваться, нельзя хранить книги на полу, сложенными в штабели и вплотную к наружным стенам;

в помещении должна поддерживаться чистота, проводиться регулярная уборка, ограничиваться или исключаться вход в верхней одежде или без сменной обуви;

♦ в хранилище не должно быть ковровых дорожек, в качестве утепляющего или обшивочного материала не должен использоваться войлок, окна, открываемые для проветривания, должны затягиваться сеткой;

♦ нельзя допускать рядом с хранилищем гнездования голубей;

♦ не должно допускаться хранение посторонних предметов, личных вещей сотрудников, пищевых продуктов.

При поступлении новых книг до их передачи в хранилище проводится проверка их состояния и при необходимости специальная обработка (обеспыливание, дезинфекция, акклиматизация). Зараженные книги должны быть изолированы до проведения дезинфекции. При выявлении механических повреждений возможны предупредительные работы (подклеивание частей листа, укрепление блока, корешков, углов переплета и т. п.) с использованием безвредных материалов, применяемых в реставрации. Запрещается использование липкой ленты, низкосортной бумаги, канцелярского клея (силикатного, казеинового и т. п.), а также материалов неизвестного состава.

Постоянно должен осуществляться контроль температурно-влажностного режима хранения, раз в месяц — влажная уборка помещения с применением 2…3% раствора формалина, раз в год должна проводиться гигиеническая очистка книг от пыли, раз в три года — сплошной просмотр книг. Для транспортирования должна использоваться только чистая тара.

  1. Условия хранения богослужебных сосудов, светильников, церковной утвари из металла

Предметы из металла наиболее устойчивы к воздействию окружающей среды. Некоторые из них: евхаристические наборы, подсвечники и лампады постоянно бывают в употреблении. При их использовании и хранении следует иметь в виду свойства металлов, из которых они изготовлены.

Серебро

Основные виды разрушения серебра: общее поверхностное потемнение, пятна. Для низкопробного серебра — зеленые пятна медных солей, трещины, разрывы, помятость.

Очистка от потемнения и коррозийных пятен допускается только фирменными средствами для серебра. Эти средства обладают к тому же консервирующими свойствами.

Позолоченное серебро такими средствами чистить нельзя из-за того, что при этом можно повредить позолоту. Позолоченные предметы очищаются от загрязнения спиртом.

При реставрации серебряные предметы нельзя паять оловянным припоем, который необратимо портит серебро.

К работе с серебряными предметами должны допускаться только аттестованные реставраторы I и II категории!

Хранить серебряные предметы допустимо при комнатной температуре +12…22° С и относительной влажности воздуха не выше 65% в помещении с чистым воздухом.

Медь и медные сплавы

Основные виды разрушения медных предметов: коррозионные пятна зеленого цвета или темные, которые образуются при контакте с влагой и агрессивными веществами или грязью.

Потемневшие металлические предметы из меди или медных сплавов с пятнами очищаются фирменными средствами, специально предназначенными для очистки медных сплавов в соответствии с инструкцией.

Хранить предметы из медных сплавов допустимо при комнатной температуре и относительной влажности менее 65 %.

Олово

Основным и очень опасным видом разрушения олова является «оловянная чума», которая развивается при температуре ниже 0° С. Признаками «заболевания» является образование островков рыхлого крупнокристаллического серого порошка. Попадание такого порошка на «здоровый» предмет вызывает «заболевание» последнего.

Предметы из олова всегда должны находиться при комнатной температуре. «Заболевшие» предметы необходимо изолировать от «здоровых».

Черные металлы

Ржавчина на черных металлах появляется в результате попадания влаги на незащищенную поверхность.

Ржавую поверхность рекомендуется обработать несколько раз фирменным «Преобразователем ржавчины», стабилизирующим продукты коррозии, которые при этом приобретают черный цвет. В том случае, когда нужна светлая поверхность, ржавчина удаляется фирменным составом «Очиститель ржавчины», а затем консервируется составами, содержащими очищенный воск, например, «Каризоль».

В помещении, где находятся предметы из черных металлов, относительная влажность воздуха не должна превышать 65 %.

Удалять загрязнения и пыль можно только сухим способом или с помощью специальных средств.